Елена: Ветхий Завет, где богоизбранный(!) народ получает индульгенцию на убийство и захват другой (не пишу чужой специально) территории, полон противоречий. Если созданное Творцом расплодилось и размножилось -вот это всё и все не может им же любиться выборочно. Ну, как-то не правильно. Иначе именно эта ситуация, получается, программирует ВОЙНУ... Остальное, на мой взгляд, уже просто бла-бла-бла. Дорогая Елена, извините, что я такой тормоз и отвечаю Вам с такими задержками. Я своим постом просто хотел вас поправить насчёт заповеди «не убий (не убивай в русском переводе)», которую вы почему-то считали заповедью Нового Завета. Я Вам и пояснил, насколько смог, широко, в чём действительно НЗ пошёл дальше ВЗ. Но Вы сразу же поднимаете ещё безмерный «маркионитский» пласт тем. Тут можно целый богословский трактат написать. Прежде чем начну, специально оговорюсь, что я Вам не навязываю своё мнение, и Вы имеете право думать, как Вам угодно. Моя же задача продемонстрировать, что есть и другое. Моё мнение тоже не является ортодоксальным и узко-конфессиональным. Про противоречия. Противоречий полно везде. И в Новом Завете их тоже полно (а не только в Ветхом). Библия вообще – это сборник книг. Разных авторов, разных эпох. Это не физико-математический трактат с константами, формулами и точными формулировками и пытаться относиться к ней так может только тот, кто её толком не читал (извините, если воспринимаете это как выпад, но вам виднее). Канон Ветхого Завета формировался тысячелетиями. Текстологи и стилеметристы в каждой даже из книг находят «коллективы авторов» и редакторов, которые соединяли древние фрагменты в единое целое. Даже версий творения мира две, и если вы читаете внимательно – вы это видите, и, что интересно, «шов склейки» версии Элогиста и Яхвиста (первый называл Бога «Элогим», второй «Яхве») лежит посередине стиха (нынешнее деление на стихи – 16 век, деление на главы - 11). 4-го стиха 2-й главы книги Бытия. Между словами «при сотворении их» и «в то время». Но для верующего человека значение имеет то, что соавтором ВСЕХ книг и текстов является, с его точки зрения – Бог. Случайность того, что все тексты, вплоть до Экклезиаста (Кохелета), которого либеральные библеисты подозревают в атеизме, оказались в одном томе, называющемся «Книги» (греч. «вивлиа», ед. ч.: «вивлион») для верующих – не случайность, а знак того, что все эти тексты отмечены Св. Духом. Несмотря на все эти противоречия. То есть труд предвзятого верующего читателя Библии состоит в том, чтобы отделить (или ПРИНЯТЬ ВО ВНИМАНИЕ) то человеческое, что идёт от автора и услышать то, что идёт от Бога в рамках той ситуации, в которой автор оказался, и применить это уже к ситуации своей. Своего времени, своей эпохи. Для верующего разговор с Богом через Библию осуществляется так, я считаю. И Библия – диалектически рассматривается в своем противоречивом единстве, ибо она вся, как опять же считает верующий – от Бога. Через людей-авторов. Разных. Полифоничных. Спорящих друг с другом. (Как спорят в своих посланиях на тему соотношений веры и дел, Закона и любви-благодати апостол Павел и апостол Иаков брат Господень, который собственно и пишет своё послание в ответ на отдельные тезисы Павла из письма Римлянам и Коринфянам, позже это, через тысячелетия, отразилось снова в полемиках «старых» - Католической и Православной церквей с церквями протестантскими). Поэтому противоречия в Библии касаются не только Ветхого и Нового Завета. Противоречий полно и между евангелистами и даже внутри отдельных книг (Книга Исайи Пророка писалась в три разные политические эпохи тремя разными авторами). Это диалектика. Это – полифония. Это – плюрализм, свобода и разнообразие. И это – замысел Божий. Бог сотворил нас разными, чтобы мы, полемизируя и соглашаясь, искали Его, чтобы мы творили по-разному, в меру разных талантов. Поэтому бесполезно противопоставлять Ветхий и Новый Завет. Без первого – второй зависает в воздухе, распадается. Христос и апостолы ссылаются на Ветхий Завет, Христос, проповедуя Евангелие (Благую Весть), свою керигму, провозглашает её, цитируя ветхозаветные заповеди, что я Вам показал выше. Про себя Он говорит, что Он пришёл «не нарушить Закон, но исполнить». При этом в Его земное время называли «Законом» зачастую именно то, что мы называем сейчас «Ветхий Завет», то есть ТаНаХ (Тора-Невиим (пророки) – Хетубим (остальные книги, исторические), а «исполить» - экзегеты зачастую толкуют примерно как «наполнить чашу до краёв, так чтобы в неё больше ничего нельзя было налить». Так что НЫНЕ, после Христа, с точки зрения отстранённого наблюдателя, «растолкавшего» земную цивилизацию до гуманизма, сначала христианского, а потом и до светского, который исповедуете Вы (но который закономерно вырос из Христа и христианства в западной, христианской цивилизации териблевым инфантом которой и русская является) (,а с точки зрения пристрастного, верующего наблюдателя Христос и Его роль была предрешена, предсказана и расписана у пророков, не говоря уже о «Глубинах Трансцендентного») – всё то, что Вы вменяете Ветхому Завету – значения уже не имеет. Это знаете ли, как расчленить на куски роман, где в конце все злодеи наказаны, правда восторжествовала, всё кончилось хорошо, и обвинять первую часть романа, что она такая злая, мрачная, что вот нельзя подражать её героям, и вообще настроение от неё портится. Почитайте «Трудно быть богом», например… В Ветхом Завете Бог предлагает рецепт, как выбраться из ямы с минимальными потерями… Но – да. Остаётся вопрос в другом. Как Бог всё это терпел «весь Ветхий Завет», это вечный вопрос, который в богословии называется «теодицея» – «оправдание Бога». Как вообще зло в мире существует и сосуществует с Богом. Это милая для нас либералов идея. И очень чёткая. Зло существует, потому что Бог сотворил человека свободным. И человек очень часто выбирает между добром и злом – зло. Если Бог отнимет у человека право выбрать зло, то человек из существа свободного, творческого, способного к самосовершенствованию превратится в куклу-марионетку, бездушную игрушку Бога. Бог уважает свободу человека, Бог так любит человека, что смиряется перед его правом творить зло, хотя Богу это приносит нестерпимую боль. И Бог делает всё, чтобы человек, оставаясь свободным, из этой ямы зла мог выбраться. «Но неужели же все равно виновны в этом зле?», «почему страдают маленькие дети и просто слабые от сильных?». Очень много вопросов, очень мало ответов. Да и такие трактаты-полотенца никто в ВК не читает. Христианство считает, что Бог отдал власть над миром, во многом, человеку. И человек впустил в мир зло (история с грехопадением), и очень часто делится своей властью над миром с дьяволом. Но чтобы у человека был выбор, и пришёл Христос. Те, кто с Ним, те, кто следует Его заповедям, внимает им, живёт во Христе – может и спастись в вечность (Он открывает двери рая) и сделать этот мир лучше. Любовь Бога, Его неравнодушие запечатлено тем, что Он – бессмертный, трансцендентный, недостижимый Абсолют становится человеком, принимает образ и сущность Своего же творения, умирает как человек и страдает, как человек, чтобы сойти до ада, взорвать его и воскреснуть. Он страдает для того, чтобы сострадающие Ему сделались лучше, хотя бы осознав, какой страшной ценой куплена их свобода. Больше для человека, одарённого свободной волей, Он ничего сделать не может. И в этом ответ, для многих неубедительный, слабый о том, как в бытии, сотворённом Благим и Милосердным Богом, может существовать зло. Как и зачем. Зло сидит в каждом из нас. И оно лечится только состраданием. Всякий страдающий несправедливо страдает только за то, и ради того, чтобы сделать нас лучше. Тех, кто остался в живых. И вот сейчас перед русскими стоит вопрос – сколько ещё крови мы должны выпить, чтобы наконец-то остановиться. Чтобы начать сострадать. Всякий, умирающий на войне и в войне – погибает, страдает против этой войны. И их смерть будет ненапрасной только в том случае, если породит сострадание у тех, кто может и должен эту войну остановить. Те, кто кричат «за войну», по-настоящему, предают всех, кто умер на всех войнах. И вдвойне безумны те, кто мотивирует право на войну Ветхим Заветом, как функционеры канала «Спас». Им не нужен Христос, они вернулись в тот мир, куда Христос ещё не пришёл, где Он только ожидался. Они отреклись от Него. Он с Его Евангелием им – мешает. Пардон за сумбур…

Теги других блогов: Библия Новый Завет Ветхий Завет